Главная » Статьи » Новости города |
НТГиК – Новосибирский техникум геодезии и картографииНТГиК & одно из ведущих средних профессиональных учебных заведений Новосибирска с богатым опытом и традициями подготовки специалистов в области геодезии, картографии, информационных систем и землеустройства. Техникум позволяет поступить без вступительных экзаменов, имеются бюджетные места на все формы обучения по всем специальностям, оказывается содействие в трудоустройстве. Полное наименование: Новосибирский техникум геодезии и картографии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Сибирская государственная геодезическая академия государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный архитектурно-строительный университет Реквизиты распорядительных документов Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.07.2007 № 1791 Реквизиты и срок действия свидетельства № 0808 от 16.07.2007 до 16.07. Вид по государственному аккредитационному статусу университет Список филиалов, прошедших аккредитацию: Асинский филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета Филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Белово Кемеровской области Филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Ленинске-Кузнецком Филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Новокузнецке Кемеровской области Филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Стрежевом В НовосибирскеЕжегодный справочник для поступающих в учебные заведения «Учись в Новосибирске». Распространяется в г. Новосибирске и Новосибирской области газетными киосками, книжными магазинами, а также частными распространителями. Каждый выпускник получает справочник бесплатно. Тираж 5000 экземпляров. В издании описывaются условия поступления, характер и система обучения, а также достижения учебного заведения В ТюмениЕжегодный справочник для поступающих в учебные заведения «Учись в Тюмени». Распространяется в г. Тюмени и Тюменской области киосками Роспечать, книжными магазинами, а также частными распространителями. Каждый выпускник получает справочник бесплатно. Тираж 5000 экземпляров. В издании описывaются условия поступления, характер и система обучения, а также достижения учебного заведения ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для различных отраслей промышленности. Начальное техническое образование в Сибири связано с развитием горного дела в регионе в XVIII в. Открытые в 1740-50-х гг. навигацкие. геодезические и горнозаводские школы Колывано-Воскресенского (Алтайского) и Нерчинского горного округа давали начальное общее образование и обучали основам соответствующих специальностей. К концу столетия большинство из них преобразовано в общеоб- разовательные школы. В 1799 принято решение об открытии первого среднего технического учебного заведения в Сибири #8212 Барнаульского горного училища, которое со второй половины XVIII в. начало готовить квалифицированных горных инженеров и техников. В соответсвии с утвердившимся в 1828 жестким принципом сословности образования оно реорганизовано в 1836 в окружное реальное училище, готовившее младший технический и хозяйственный персонал из детей мастеровых. Возникшее в результате реформ 1860-х гг. разделение средних общеобразовательных учреждений на классические гимназии и реальные училища способствовало развитию технического образования. Реальные училища были ориентированы на подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние технические заведения. Открытые в последней четверти XIX в. средние и низшие специальные учебные заведения отличались от существовавших ранее: их деятельность организовывалась в соответствии с общими для каждого типа учебных заведений уставами, предусматривалась преемственность разных ступеней технического образования. В результате выросла доля специальных дисциплин и практических занятий. Последние проводились в учебных мастерских, оснащенных паросиловыми установками, электричеством, современными станками. Все это позволяло готовить квалифицированных техников и помощников инженеров для горной и металлургической промышленности, строительства. железнодорожного транспорта. К 1917 в каждом из 8 средних технических учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке обучилось около 100 человек. Первое из них #8212 Иркутское среднее техническое училище (с 1890 #8212 промышленное) было открыто в 1874 на базе реальной прогимназии. В 1893 в Иркутске создано горное училище. В 1890—1910-е гг. в связи со строительством Транссибирской магистрали и началом ее эксплуатации начали действовать училища в Красноярске (1894), Хабаровске (1895), Омске (1900) и Томске (1902), в которых готовили машинистов и дорожных мастеров в 1915 в Томске открылось 2-е железнодорожное училище службы движения, готовившее персонал для станций и железнодорожных контор. В 1912 в Томском Первом Сибирском политехническое училище, преобразованном из коммерческого училища цесаревича Алексея, организовано горное отделение. Развитие сельского хозяйства потребовало подготовки специалистов по сельскохозяйственной технике, с этой целью в 1916 в Барнауле открыто среднее механическое училище им. И.И. Ползунова. преобразованное в июле 1917 в техническое училище. Начальное техническое образование давали ремесленные училища (до 1917 в Сибири 5 таких заведений), Омское низшее механико-техническое училище и женская профессиональная школа в Томске. В числе ремесленных училищ были частные заведения, содержавшиеся на средства сибирского купечества. ремесленное училище братьев Королевых в Томске, 2-классное ремесленное училище Т.И. Щеголевой в Красноярске. Кроме того, ремеслам обучали в частных сиропитательных и воспитательных домах (Сиропитательный дом для девочек Т.И. Щеголевой в Красноярске, воспитательный дом Базанова в Иркутске и др.). В 1900 открылось первое высшее техническое учебное заведение Сибири #8212 Томский технологический институт (ТТИ), ныне #8212 Томский политехнический университет. К 1902 на 4 его отделениях (механическое, химическое, горное и инженерно-строительное) готовили инженеров по машиностроению, электротехнике, железнодорожному транспорту и железнодорожному строительству, металлургии и пищевой промышленности, по организации геолого-разведывательных работ и эксплуатации горнорудных предприятий. До 1920 ТТИ подготовил около 1 тыс. специалистов. Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, солидная учебно-научная база обеспечили квалификационный уровень выпускников ТТИ. С момента открытия в институте велась активная научно-исследовательская и консультативная деятельность. С установлением в 1920 советской власти в Сибири дореволюционные средние технические учебные заведения преобразованы в техникумы или отделения практических институтов. До конца 1920-х гг. эта сеть сохранялась, как и основной перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка. В 1927/28 в Сибири действовали 9 индустриальных техникумов с числом учащихся около 2,5 тыс. В 1920-е гг. сеть нач. техн. образования значительно увеличилась. С сер. 1920-х гг. подготовку квалифицир. рабочих проводили в стацион. учеб. заведениях 3 типов: школы фабрично-завод. ученичества (ФЗУ), проф.- техн. школы, учебно-производств. мастерские, проф.- техн. курсы. Кол-во нач. проф.-техн. учеб. заведений в 1922-28 выросло с 41 до 61, а числ. учащихся в них #8212 с 2 до 4,7 тыс. До конца 1920-х гг. ТТИ (с 1925 #8212 Сибирский технологический институт (СТИ)) оставался единственным высшим техническим учебным заведением в Сибири. Как и в целом в стране, в данное десятилетие в вузе предпринимались попытки перестроить систему технического образования, главным образом с целью приближения выпускаемых специалистов к нуждам практического производства. Несмотря на эксперименты, СТИ удалось сохранить высокие стандарты по подготовке технических специалистов: 5-летний срок обучения, дипломное проектирование, лекционно-лабораторный метод обучения. В 1920-29 институт подготовил около 1,5 тыс. специалистов. В конце 1920-х гг. с началом форсированной индустриализации резко возросла потребность в технических кадрах и ужесточилась политика в отношении «старой» интеллигенции. С целью ускоренной подготовки советских специалистов, ориентированное на решение практических задач производства, в 1928-30 партийным и советским органами власти приняты решения о реформе высшего и среднего специального образования. В соответствии с ней технические учебные заведения передавались в ведение ВСНХ и соответствующих наркоматов, сеть вузов и техникумов с резко выраженной специализацией значительно расширилась количественно и географически, увеличился прием студентов, сократились сроки обучения, в том числе за счет отмены дипломатического проектирования, возросла доля практических методов обучения и производственной практики. Развитие технической школы, ее специализация, географическое размещение напрямую определялись главными направлениями индустриального развития Сибири в 1930-е гг. ростом и расширением угольной промышленности строительством Кузнецкого металлургического комбината развитием химической промышленности и электроэнергетики . В 1929-32 количество техникумов значительно увеличилось. Часть из них возникла в результате расформирования существовавших учебных заведений: так, в 1930 на базе Первого Сибирского политехникума им. К.А. Тимирязева созданы горный, металлургический, промышленно-экономический, лесной и сельскохозяйственный техникумы. Поскольку многие из открытых учебных заведений не обладали необходимыми учебно-методическими, кадровыми и материальными ресурсами, часть из них закрылась. К 1939 в Сибири действовали 31 техникум промышленности и строительства и 21 техникум транспорта и связи с числом учащихся соответственно 7,5 и 6 тыс. Расширилась география их размещения: в 1930-е гг. впервые появились средние технические учебные заведения (СТУЗ) в Новосибирске, Кемерове. Новокузнецке (Сталинске ), Прокопьевске. Анжеро- Судженске. в Якутии. Созданная сеть имела четко выраженную региональную специализацию: все открытые в это время в Кузбассе техникумы готовили специалистов для угледобычи и металлургической промышленности в омских, новосибирских, томских и иркутских СТУЗ #8212 для машиностроения, обслуживания техники, строительства в крупных транспортных центрах открывались речные и железнодорожные техникумы, техникумы связи. Большая часть техникумов создавалась на базе промышленных предприятий, использовались их материальные и производственные ресурсы, в подготовке специалистов ориентировались на их специфику. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1940 установлена плата за обучение в техникумах, в Сибири #8212 150 руб. в год при среднемесячной зарплате рабочих и служащих 410 руб. Основными учреждениями начального технического образования в 1930-е гг. являлись школы ФЗУ и типа ФЗУ и школы ученичества массовых профессий. Необходимость в рабочих привела к сокращению сроков обучения до 6 мес. #8212 1 года за счет уменьшения объема общеобразовательных и смежных дисциплин. В 1935 в Сибири в 70 школах ФЗУ и типа ФЗУ обучалось около 9 тыс. будущих рабочих для предприятий промышленности и строительства, транспорта и связи. Кроме того, действовала система подготовки и переподготовки рабочих без отрыва от производства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 «О государственных трудовых резервах СССР» устанавливалась новая милитаризированная система подготовки рабочих. Созданы 3 типа заведений начального технического образования: ремесленные (РУ) и железнодорожные (ЖУ) училища со сроком подготовки 2 года и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий со сроком обучения 6 мес. Устанавливался твердый государственный план приема, в случае недобора учащихся набирали в порядке мобилизации. К началу 1941 в Сибири открылось 81 учебное заведение трудовых резервов, в том числе 27 РУ, 15 ЖУ и 39 школ ФЗО с общим контингентом учащихся 24,5 тыс. В 1930-е гг. количественно и географически расширилась сеть высшего технического образования в Сибири. Основой для создания новых вузов стали СТИ и СТУЗ региона. В результате разделения СТИ в 1930-32 в Томске, Новосибирске, Омске и Кузнецке открылось 15 высших технических учебных заведений (втузов), в которых обучалось более 7,5 тыс. студентов. В Восточной Сибири в начале 1930-х гг. созданы 3 вуза с 1,5 тыс. студентов. В 1933-34 мелкие вузы, не обладавшие необходимыми учебно-методическими и кадровыми ресурсами, были ликвидированы или объединены в более крупные. В 1934 на базе Томского, Иркутского и Новосибирского железнодорожных институтов создан Новосибирский институт военных инженеров транспорта объединение томских механико-машиностроительного, химико-технологического и горного институтов в Томский индустриальный институт позволило сохранить учебно-методическую и научно-исследовательскую базу СТИ. Открытые в начале 1930-х гг. Сибирский автомобильно-дорожный институт (1930) в Омске, Сибирский строительный институт в Новосибирске (1933, ныне #8212 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет), Сибирский металлургический институт в Кузнецке (1930, ныне #8212 Сибирский государственный индустриальный университет), Горный институт в Иркутске (1930, ныне #8212 Иркутский государственный технический университет) и Сибирский лесной институт в Красноярске (1930, ныне #8212 Сибирский государственный технологический университет) стали основой для развития высшего технического образования в регионе, значительно расширив свою первоначальную специализацию. В 1939 в 9 втузах Сибири обучалось около 9 тыс. человек. В годы Великой Отечественной войны технические образовательные учреждения региона переживали общие для всей системы образования проблемы: сокращение численности преподавателей и учащихся, острый дефицит ресурсов, сокращение учебных и жилых площадей. Вместе с тем востребованность технических специалистов и эвакуация в Сибирь заводов и учебных заведений из европейской части страны позволили расширить сеть технического образования в регионе. На базе эвакуированного Ворошиловоградского и Запорожского машиностроительных институтов возникли институты в Омске (ныне #8212 Омский технический университет) и Барнауле (ныне -Алтайский технический университет). На основе эвакуированных из Запорожья, Харькова, Ленинграда и Калуги техникумов созданы СТУЗ в Новосибирске, Омске, Барнауле, Тайге, в т. ч. Омский авиационный техникум, Инской техникум железнодорожного транспорта, Новосибирский приборостроительный техникум. Кроме того, в 1943-45 открылись новые техникумы на базе наиболее стратегически важных производств: Норильский горно-металлургический техникум (1944), Красноярский механический техникум при заводе «Сибтяжмаш» (1944, ныне #8212 Красноярский техникум космического машиностроения), Томский механический техникум (1942) и другие. В этих техникумах для оборонной промышленности готовили специалистов по металлообработке, производству радиодеталей, электровакуумным приборам и т. п. Общее количество специальностей в техникумах Сибири выросло в годы войны с 80 до 120. В 1941-45 втузы и индустриальные техникумы Западной Сибири подготовили 7 тыс. специалистов. В 1959 система государственных трудовых резервов, дававшая начальное техническое образование, преобразована в систему профессионально-технического образования. Два типа профессионально-технических училищ (ПТУ) #8212 городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) со сроком обучения соответственно 1-3 и 1-2 года #8212 готовили квалифицированных рабочих на базе основного среднего образования, с середины 1970-х гг. учащиеся большинства училищ, помимо профессиональной подготовки, получали общее среднее образование. В 1960 в Сибири насчитывалось 448 ПТУ с 158,9 тыс. учащихся, в 1985 #8212 755 ПТУ с 331 тыс. В 1981 39 % ПТУ Сибири действовали на базе промышленных предприятий, 26 % #8212 на базе строительных и монтажных организаций, 5,6 % #8212 организаций транспорта и связи, остальные #8212 на базе предприятий сельского хозяйства и сферы обслуживания. Во второй половине 1940-1960-х гг. расширение системы среднего технического образования происходило в 2 направлениях. 1-е связано с созданием базовых учебных заведений для крупных промышленных предприятий, значительная часть из них открыта в качестве вечерних техникумов или заочных филиалов других учреждений. Среди них Сибирский вечерний техникум при Новосибирском заводе химконцентратов с филиалами в Ангарске, Красноярске и Усть-Каменогорске (1953, ныне #8212 Сибирский политехнический колледж), Томский вечерний политехникум при Сибирском химическом комбинате (1959, ныне #8212 Северский промышленный колледж), Бийский вечерний химико-механический техникум при Бийском химическом комбинате (1959, ныне #8212 Алтайский политехнический колледж), вечерные энергостроительные техникумы на строительстве Красноярской, Новосибирской и Ангарской ГЭС (1950-е гг.) и другие. Второе направление связано с подготовкой кадров для нужд региона в целом: открывались СТУЗ, ведущие обучение по общетехническим специальностям и специальностям для работы на транспорте, в строительстве, коммунально-бытовой сфере. Во второй половине 1940-1960-х гг. было открыто более 20 таких учебных заведений. К концу 1960-х гг. в регионе в целом сформировалась сеть среднего технического образования. В 1960-80-е гг. в номенклатуру специальностей СТУЗ, ориентируясь на подготовку специалистов для оборонной промышленности, вошли радиоэлектроника, автоматизация технологических процессов, технология высокомолекулярных соединений и др. связанные с развитием научно-технического прогресса. В 1966 в Академгородке новосибирском по инициативе М.А. Лаврентьева открыт Новосибирский политехникум (ныне #8212 Высший колледж информатики НГУ), который готовил специалистов для НИУ СО АН СССР. В развитии высшего технического образования в послевоенные годы наблюдались схожие тенденции. В 1950-60-е гг. в региональных центрах были созданы крупные политехнические вузы (часть из них #8212 на базе действовавших вузов узкой специализации), которые не только готовили специалистов для различных отраслей региональной промышленности, но и играли роль методических и координационных центров для других учреждений среднего и высшего технического образования в крае или области. Такие учреждения появились в Омске (1963, на базе машиностроительного института), Новосибирске (1950, электротехнический институт, ныне - Новосибирский государственный технический университет ), Барнауле (1959, на базе машиностроительного института), Кемерове (1965, на базе горного института), Красноярске (1956), Иркутске (1960, на базе горно-металлургического института), Улан-Удэ (1962). Вечерние и заочные факультеты этих вузов действовали в Бийске, Северске. Абакане. Норильске. Ангарске. Братске. Чите . Многие из них имели организационную форму завода-втуза при крупных предприятиях. Кроме того, в Сибири открыто 3 транспортных вуза, а также вузы, связанные с развитием новых технологий (Новосибирский электротехнический институт связи, 1952 Томский институт радиоэлектроники и электронной техники, 1962 Красноярский институт цветных металлов, 1959 завод-втуз при «Красмаш- заводе», 1960). В 1950-70-е гг. расширилась сеть вузов, готовивших специалистов для строительства, коммунального хозяйства, легкой и пищевой промышленности. К середине 1980-х гг. в регионе сформировалась сеть технического образования. С начала 1990-х гг. ее развитие осложнилось социально-экономическим кризисом и снижением популярности технических и особенно рарочих специальностей. С целью привлечения абитуриентов технические вузы и ссузы стали вводить обучение по экономико-юридическим и гуманитарным специальностям. В Братске, Чите на основе технических вузов возникли классические университеты. Со второй половины 1990-х гг. существенно возрос конкурс на специальности, связанные с вычислительной техникой и программированием, электроникой. Общие для системы профессионального образования организационные изменения 1990-х гг. привели к преобразованию большинства вузов региона в технические академии и университеты. В системе среднего и начального технического образования появились учебные заведения нового типа (соответственно колледжи и лицеи), обучение в которых дает возможность продолжить образование (по сокращенному плану) в учреждениях следующей ступени. В 2006 в Западной Сибири действовали 17 технических вузов и 3 филиала, около 90 СТУЗ в Восточной Сибири - 11 вузов и 4 филиала, около 60 СТУЗ на Дальнем Востоке - 5 вузов и 6 филиалов, около 60 СТУЗ. Лит. Баландина Л.Г. Пыстина Л.И. Высшая техническая школа Сибири в годы социалистического строительства // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980 Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). Новосибирск, 1986 Толочко А.П. Ищенко О.В. Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX #8212 начале XX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005. Источники: http://sibvuz.ru/colleges/ntgik, http://vladggu.ru/tomskaja-oblast-pedagogicheskie-uchebnye-zavedenija.html, http://www.uchinfo.ru/, http://russiasib.ru/texnicheskoe-obrazovanie/ | |
Просмотров: 478 | |
Всего комментариев: 0 | |
Мой Город Красноярск [67] |
Новости города [67] |
Справочник [60] |
Объявления [65] |
Афиша города [66] |
Голос города [66] |
Избранное [67] |
Популярное [65] |
Новое [64] |
Обо всём [65] |
Что Где Когда [66] |
Жизнь города [3] |
Клиники, больницы, мед центры [233] |
Коммуналка [18] |
Магазины, супермаркеты, торговые центры [161] |