Главная » Статьи » Новое

Гастроли Норильского Театра Красноярск
гастроли норильского театра красноярск

Норильский Заполярный театр драмы им.Вл.Маяковского

Норильский театр старше города на 12 лет. Он основан на рубеже 1941-1942 гг. недавно отметил свое шестидесятилетие.

История творческого коллектива начиналась трагически: в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Это была, пожалуй, самая театральная «зона» в мире, поскольку почти в каждом лаготделении создавалась своя труппа, полупрофессиональная по статусу, но с первоклассными мастерами из обеих столиц. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды.

Здесь «сидел» Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу. В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна).

Профессиональный театр развивался особым норильским способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация «отмечала», а дирекция театра «вытаскивала» из зоны. Таким образом, искусство (и в буквальном, и в переносном смыслах) стало способом освобождения от гнетущей реальности, единственной возможностью преобразить мир по законам Истины, Добра и Красоты.

Сейчас это один из лучших творческих коллективов в Красноярском крае. Начиная с 1996 года, спектакли Норильского Заполярного театра драмы - неизменные лауреаты региональных фестивалей. Театр награжден дипломом и знаком Законодательного собрания Красноярского края «Признание». Норильская «Маяковка» участвует и в фестивалях, проходящих за пределами региона.

В 1997 году на Всероссийском фестивале сатиры и юмора (г.Санкт-Петербург) «Золотой Остап» был вручен создателям спектакля «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил».

В 1999 году на фестивале «Свет лагерной рампы» (г.Магадан) лучшим был признан спектакль «Любоff».

В 2001 году для обсуждения на творческой лаборатории Всероссийского Пушкинского фестиваля (г.Псков) был приглашен спектакль «Комические игры по поэме А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

В 2003 году на фестивале «Сибирский транзит» (г. Омск) спектакль «Школа с театральным уклоном» был признан «безусловным фаворитом» и награжден специальной Губернаторской премией Л. К. Полежаева, а артисты Лаврентий Сорокин и Сергей Ребрий получили премии первой степени им. В. Редлих за глубокое психологическое раскрытие образов. Осенью того же года спектакль «Сильвия» открывал IV Международный Волковский фестиваль, получил самые высокие оценки зрителей и критиков.

Если до 1963 года творческий коллектив, по известным причинам, вообще не выезжал за пределы региона, теперь о нем знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Несмотря на закономерные трудности в организации гастролей, за последнее десятилетие творческий коллектив норильской «Маяковки» работал в Магадане и Красноярске, Пскове и Твери, Омске и Санкт-Петербурге, Москве и Женеве, Лозанне.

«Судя по направленности, норильская «Маяковка» - современный театр сатиры, такой, каким он должен быть. Постановки отличаются жесткостью гротескной формы и четкостью стилистики, есть свои тема и конфликт (борьба современного человека с различными проявлениями несвободы), прослеживается единая мировоззренческая установка, в которой ощутимы черты шутовства и диссидентства. Нет прямолинейности, нет указующего перста, и вместе с тем сейчас трудно найти творческий коллектив с такой устремленностью, с такой центробежной силой. Это, действительно, театр большого стиля» (Е. Розанова, театральный критик, Москва).

Много лет театр сотрудничал с писателем-сатириком Григорием Гориным, были поставлены спектакли по пьесам «Поминальная молитва», «Кин-IV», «Королевские игры», «Чума на оба ваши дома», «Шут Балакирев». Норильский театр продолжает творческие контакты с поэтом и драматургом Юлием Кимом, поставлены спектакли по пьесам «Недоросль», «Сказка Арденского леса», «После дождичка в четверг», «Орех-кракатук». В Норильске впервые увидел свет переложенный на музыку сюжет знаменитого романа Войновича «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил».

За прошедшие несколько лет звания Заслуженных артистов России получили Сергей Игольников, Валерий Оника, Владимир Тягичев, Сергей Ребрий, Нина Валенская. Народными артистами России стали Александр Зыков, Василий Решетников. За добросовестный, ответственный труд многим артистам и работникам театра вручены почетные грамоты Губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания края. В августе 2003 года Норильский Заполярный театр драмы удостоен правительственной награды - премии им. Ф.М. Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

Адрес: 663317, Красноярский край, г .Норильск, Ленинский проспект, 34

Телефонф: (3919) 22-66-54 (приемная), 22-70-43 (служба зрителя), 22-68-69 (билетная касса)

Выходной: понедельник

Главный режиссер: Анна Владиславовна Бабанова

Директор: Светлана Гасановна Гергарт

Норильский Заполярный театр драмы им. В.В. Маяковского.

Норильская Маяковка - современный театр сатиры. Его постановки отличаются жесткостью гротескной формы и четкостью стилистики, есть свои тема и конфликт.

История творческого коллектива начиналась в 1941 г. в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Это была, пожалуй, самая театральная ЗОНА в мире, поскольку почти в каждом лагерном отделении создавалась своя труппа, полупрофессиональная по статусу, но с первоклассными мастерами из обеих столиц. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды.

Здесь отбывал срок Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу. В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным. джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна), а среди музыкантов - имя, например, Ивана Бачеева, ударника из оркестра Цфасмана, ассистента художественного руководителя Госджаза Кнушевицкого.

Профессиональный театр развивался особым норильским способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация отмечала , а дирекция театра помогала в освобождении из зоны. Таким образом, искусство (и в буквальном, и в переносном смыслах) стало способом освобождения.

Сейчас это один из лучших театров в Красноярском крае. Начиная с 1996 года спектакли Норильского Заполярного театра драмы становятся неизменными лауреатами краевых фестивалей: 1996г. – Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил (5 номинаций) 1997г. – Чума на оба ваши дома (5 номинаций) 1998г. – Недоросль 1999г. – Любоff 2000 г. – Домик в Коломне (4 номинации), Веер леди Уиндермир ( 2 номинации) Принцесса Аннета 2001г. – Школа с театральным уклоном (3 номинации, премия Губернатора Красноярского края А.И. Лебедя) 2002г. – Сильвия ( 4 номинации) Шут Балакирев (4 номинации) театр награжден дипломом Законодательного собрания Красноярского края и знаком Законодательного собрания Красноярского края ПРИЗНАНИЕ .

Норильская Маяковка постоянно участвует в российских театральных фестивалях завоевывая призы и награды. В 2003г. на фестивале Сибирский транзит спектакль Школа с театральным уклоном получил Губернаторскую премию, а артисты, занятые в нем (Л. Сорокин и С. Ребрий), стали лауреатами премии им. В. Редлих (I степени). Осенью того же года на фестивале в Ярославле театр получил премию им. Ф. Волкова Правительства РФ за вклад в развитие театрального искусства. Весной 2004 г. на IV межрегиональном фестивале Сибирский транзит комедия Татарин маленький в постановке Народного артиста России Александра Зыкова) признана лучшим спектаклем фестиваля , актер Лаврентий Сорокин, исполнявший одну из главных ролей, получил премию им. В. Редлих (II степени).

Расширение творческих контактов, безусловно, важная составляющая художественного роста, развития. Это и было отмечено европейским международным фондом Партнерство во имя прогресса (штаб-квартира в Париже), вручившим в 1998 Золотую пальму Норильскому Заполярному театру драмы как одному из заметных явлений в культурной жизни России.

На протяжении 14 лет художественным руководителем театра является Народный артист России Александр Зыков, ученик Анатолия Эфроса и Романа Виктюка. Режиссер активно работает с талантливыми мастерами петербургской и московской школ: художниками Михаилом Мокровым и Татьяной Ногиновой (Санкт-Петербург), балетмейстером Николаем Реутовым (Театр им. В.Ф. Комиссаржевской), композиторами Леонидом Иновлоцким (Санкт- Петербург) и Александром Розенблатом (Москва). Много лет театр сотрудничал с писателем-сатириком Григорием Гориным ( поставлены спектакли по его пьесам Поминальная молитва , Кин-IV , Королевские игры , Чума на оба ваши дома , Шут Балакирев ).

Продолжаются творческие контакты с поэтом и драматургом Юлием Кимом (именно в Норильске впервые увидело свет его переложение на музыку сюжета знаменитого романа Войновича — пьеса Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил , поставлены спектакли по пьесам Недоросль , Сказка Арденнского леса , После дождичка в четверг , Орех-кракатук ).

Художественный руководитель - народный артист России, залуженный деятель искусств РФ Зыков Александр Маркович.

Директор театра - Гергарт Светлана Гасановна.

Адрес: 663317, Норильск, Ленинский проспект, 34

Телефон/факс: (3919) 22-66-54, 22-51-73

История театра

Норильский театр драмы

Норильский заполярный театр драмы имени В. В. Маяковского

Красноярский край. Норильск. Ленинский проспект, дом 34

История создания театра тесно связана с историей создания города за полярным кругом - 1июля 1935 года правительством подписан приказ о создании на Таймырском полуострове первого лагеря - «Никельстрой», а уже 6 ноября 1941 года официально был открыт театр. Города еще не было. Статус города Норильск получит только 15 июля 1953 года.

История театра начиналась трагически: в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды. Здесь сидел Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса Театра им. Ермолаевой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда в 1944 году послали в полном составе Львовскую хоровую капеллу. Здесь в апреле 1945 года драмколлектив 2-го лаготделения поставил Без вины виноватые А.Островского.

На зоне каждый год проходили театральные фестивали. награждали номинантов. В скупых приказах 40-ых годов, хранимых городским архивом, звучат иногда удивительные формулировки, например, Лучший джазовый коллектив Норильлага .

В каждом лагерном отделении, кроме штрафного, был расположенный либо в бараке, либо в специально выстроенном здании, клуб . Почти во всех имелись сцены. В штате клуба обязательно - заведующий клубом, киномеханик и художник. Подчинён он был начальнику КВЧ - Культурно-Воспитательной Части , а этими начальниками руководил начальник КВО - Культурно-Воспитательного Отдела лагеря, они утверждали репертуар, выбор пьес, авторов, отвечали за художественный просмотр самодеятельной труппы.

Сейчас это один из лучших театров в Красноярском крае, на протяжении десятилетия неизменный лидер ежегодных фестивалей. Если до 1963 года творческий коллектив, по известным причинам, вообще не выезжал за пределы региона, то в 1998 году о нем узнали и заговорили за границей: европейский международный фонд Партнерство во имя прогресса наградил Норильский Заполярный театр драмы Золотой пальмой как одно из заметных явлений в культурной жизни России.

Театром звезд , уникальным явлением , поразительно интересным творческим организмом называют норильскую Маяковку в разных городах: за последние годы яркие гастроли прошли в Магадане, Красноярске, Твери, Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Вильнюсе, а также в Женеве и Лозанне.

На протяжении 14 лет художественным руководителем театра является Заслуженный деятель искусств России Александр Зыков, ученик Анатолия Эфроса и Романа Виктюка.

Один из лучших театров страны приехал в Красноярск

Со 2 по 22 июля в Красноярске пройдут гастроли Норильского заполярного театра драмы им. В.В. Маяковского. Северяне привезут в столицу нашего края 10 спектаклей, среди которых как давно полюбившиеся зрителю (например, Свои люди — сочтёмся Островского, Скупой Мольера, Укрощение строптивой Шекспира), так и постановки по современным пьесам ( А этот выпал из гнезда. по роману Кизи Пролетая над гнездом кукушки , Собаки по повести Сергиенко Прощай, овраг ). Спектакли будут показаны на сцене драматического театра им. А.С. Пушкина, каждый — по два раза. Билеты можно приобретать уже сейчас.

Долгих Владимир Иванович

С именем почетного гражданина Красноярского края Владимира Ивановича Долгих связано зарождение мощной производственной базы на Севере. За время его работы на Норильском горно-металлургическом комбинате имени А. П. Завенягина на картах появились такие города и поселки, как Талнах, Снежногорск, Мессояха, Соленое, Тухард, а промышленность Красноярского края совершила небывалый рывок.

С войны на трудовой фронт

Владимир Иванович Долгих родился 5 декабря 1924 года в городе Иланске Красноярского края.

Как ни парадоксально, но в некоторых источниках упоминаются две разные легенды о происхождении (наверное, это уже можно назвать отдельным жанром народного творчества) нашего героя. Согласно первой отец Владимира Долгих был высокопоставленным сотрудником органов безопасности, возглавлял в 1950-е ГУЛАГ. По второй — Владимир Иванович родился в семье потомственных железнодорожников, а его отец в 1937 году был репрессирован. Первая легенда неверна: ГУЛАГ возглавлял однофамилец Долгих. Вторая верна частично: отец Владимира Долгих действительно был железнодорожником (как и большинство жителей Иланска в то время). К счастью, репрессии его миновали, в семье Владимира Ивановича они коснулись только одного человека — мужа сестры Ивана Романовича Маслова, который оказался в Тайшете Иркутской области, где и остался работать после войны.

Семья Долгих вообще была железнодорожная: дети хотели быть диспетчерами, кондукторами, машинистами или, если хватит трудолюбия и таланта, руководителями дорожного отделения. Брат Владимира Ивановича тоже был в определенной мере связан с поездами и рельсами — заведовал железнодорожной библиотекой. Именно там Владимир Иванович пристрастился к чтению. Читал он, по собственному признанию, очень много, правда, без определенной системы: школьником, например, перечитал всего Мопассана — не самое легкое чтение.

Учебу в своей родной иланской школе № 61 Долгих вспоминает главным образом как время первых успехов. Учился он блестяще, с молодых лет в нем стали проявляться качества лидера — в школе руководил пионерской и комсомольской организацией.

— В семье нас никто не контролировал, родителей никогда не вызывали учителя, никто особенно не беспокоился о моей успеваемости — все происходило как-то само по себе. Никаких хлопот родителям я не доставлял.

В свободное время активно участвовал в самодеятельности, играл в школьном оркестре — на кастаньетах, на мандолине. Любил активный отдых. Развлечения у нас тогда были самые простые. Мы играли в городки, в бабки (игра наподобие городков, где вместо деревянных палочек используются надкопытные кости), в лапту. Разумеется, тогда никаких компьютеров и ночных клубов не было и в помине. Что роднит наш тогдашний досуг с увлечениями некоторых представителей нынешней молодежи, так это любовь к футболу. Свои первые деньги мы с друзьями заработали, учась в седьмом или в восьмом классе. Кололи дрова на железнодорожном складе и на вырученную сумму купили себе настоящий, хороший футбольный мяч. Счастью нашему тогда не было предела.

В самом начале войны Долгих идет в армию — ему всего семнадцать, и на призывном пункте он старит себя на один год. Владимир Иванович вспоминает, что большинство одноклассников были старше его, но он, как комсомольский лидер, просто не мог позволить себе не пойти вместе с ними. Таких отчаянных, храбрых и бесконечно преданных Отечеству парней и девушек в стране было множество. Величайшим горем было не попасть на фронт. И с поля брани вернулись не все.

На войне, как водится, события развивались стремительно. Октябрь сорок первого — боевая и политическая подготовка в Красноярске (учились метать гранаты и бутылки с коктейлем Молотова ).

Декабрь — направление под Москву в составе маршевой роты. Потом — зачисление политруком роты в 25-й стрелковый полк 6-й гвардейской стрелковой дивизии.

Битва за город Ефремов Тульской области. Февраль сорок третьего — тяжелое ранение во время минометного обстрела после взятия города Ливны Орловской области. Живым его тогда могли и не найти — был февраль, счет шел на часы. Долгих говорит, что должность политрука отчасти спасла его: все знали своего политрука, и товарищи, очевидно, оперативно сообщили в медсанбат. После — пять операций и почти год, проведенный по разным госпиталям. Февраль сорок четвертого — демобилизация и возвращение на родину, в Иланск, а потом и в Иркутск — к старшему брату. Там Владимир Иванович задумывается о том, как помочь родине в тылу, как помочь восстановить жизнь в мирное время, и поступает на факультет цветных металлов Иркутского горно-металлургического института, который с отличием оканчивает в 1948 году. Из стен института Владимир Иванович выходит специалистом по тонкой металлургической технологии — аффинажу платиновых металлов. Редкая в то время, но очень нужная специальность.

После получения диплома Долгих направлен на Красноярский аффинажный завод (теперь — Красноярский завод цветных металлов имени Владимира Гулидова), где и проработал десять лет. Карьерный путь его вполне типичен для молодого толкового специалиста — сначала начальник смены, потом — технолог, начальник цеха и главный инженер аффинажного завода Пока в 1958 году не последовало приглашение на должность главного инженера Норильского горно-металлургического комбината и не состоялся переезд с семьей за полярный круг. Владимир Иванович вспоминает, что город, в то время частично отстроенный, страдал от двух основных проблем. Первая — условия работы. Слабая механизация, отсутствие вентиляции, пренебрежительное отношение к технике безопасности — в общем, лагерное наследие. Вторая проблема заключалась в неясности самой судьбы Норильска. За нее предстояло побороться. Все богатые руды к тому времени были отработаны. Затраты же огромные — комбинат, на котором работали свыше 120 тысяч человек, производил 23 тысячи тонн никеля и 48 тысяч тонн меди. Долгих вспоминает, что в то время в Москве рассматривали вопрос об освоении Удоканского месторождения, разработках полезных ископаемых на Кольском полуострове и даже об использовании источников сырья на дружественной нам Кубе. Ежеквартально вставал вопрос о сокращении капитальных вложений в экономику Севера.

Перед правительством РСФСР был поднят вопрос о механизации и автоматизации процессов на норильском комбинате, и предприятие получило новую технику — автомобили, экскаваторы, буровые станки. Тогда удалось убедить Совнархоз и Министерство геологии в необходимости проведения геологоразведочных работ для развития производства в Норильске. С начала 60-х плодотворная работа геологов начала давать результаты — одна за другой скважины в районе рек Талнах и Хараелах показывали наличие богатых руд. Еще большую уверенность дала разведывательно-эксплуатационная шахта, или первый рудник Талнаха Маяк .

Туда были брошены все силы — провели электричество, построили дорогу. Геологов активно стимулировали на усиленную работу — в их поселке была лучшая столовая, появился первый в Норильске детский садик с бассейном.

Из молодых, да ранний

С 1961 года Владимир Долгих — на посту директора Норильского горно-металлургического комбината.

Он уверен — геологи нашли грандиозное месторождение. Именно эта уверенность и помогла доказать Госплану и госкомиссии по запасам всю необходимость проделываемой работы. А тем временем новые скважины открывали новые горизонты: если раньше в руде содержание никеля не превышало 0,25 %, а меди — 0,4 %, то в Талнахе содержание никеля выросло до 4 процентов, а меди — до 11. С такими показателями перед северянами открывались любые двери. В том числе — в кабинет генерального секретаря.

В 1964 году Владимир Иванович вызван в Кремль на ковер к Хрущеву вместе с министром цветной металлургии СССР Петром Фадеевичем Ломако.

— Я объяснил Никите Сергеевичу, что развитие Норильска решит проблему по меди и никелю для всей страны. Но ресурсов одного Министерства цветной металлургии для этого недостаточно и необходим целевой финансовый поток. Никита Сергеевич меня поддержал и попросил написать пояснительную записку. На что я ему ответил, что записка у меня готова. Ну, ты из молодых, да ранний , — сказал Хрущев, внимательно ознакомился с изложенным и спросил, сумею ли я за пару часов подготовиться к выступлению на президиуме ЦК.

Отступать было некуда, и я согласился. Хрущев вызвал секретаря, поручил разослать записку членам президиума ЦК и включить вопрос в повестку дня заседания.

После доклада была создана комиссия и подготовлено постановление партии и правительства о развитии Норильского комбината на базе руд Талнахского месторождения. Стали готовиться к поэтапному развитию предприятия, к работам привлекались самые квалифицированные кадры из ведущих институтов страны. Стало ясно, что Норильск — одна из ведущих строек СССР.

— Нам пришлось воздержаться от амбициозных планов, предполагающих производство цветных металлов в Норильске в объеме около одного миллиона тонн.

Такие масштабы привели бы к разрастанию огромной инфраструктуры, и на передний план вышли бы новые, транспортные вопросы. Решили остановиться на объеме 700 тысяч тонн, который поддерживается уже сорок лет. Думаю, Норильск продержится на таких объемах еще два десятка лет. Правда, при условии своевременного решения ряда принципиальных вопросов и развитии рудной базы.

В 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в выполнении заданий по увеличению производства цветных металлов и достижение высоких технико-экономических показателей на Норильском горно-металлургическом комбинате Владимиру Ивановичу Долгих присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

В первый раз. Вторично звание Героя Социалистического Труда Владимиру Ивановичу присвоено в 1984 году, уже за другие заслуги.

На материк и в столицу С 1969 по 1971 год Владимир Иванович — первый секретарь Красноярского крайкома партии.

Своим наивысшим достижением на политическом Олимпе Владимир Иванович считает то, что он способствовал комплексному развитию производственных сил Красноярского края для производства из местного сырья готовой продукции.

Ключевое слово здесь — комплексное . Для этого у нашего региона был исключительный потенциал — Саяно-Шушенская и Красноярская ГЭС поставляли дешевую электроэнергию, работала Хантайская станция, уже в то время задумывался проект Богучанской ГЭС. Оставалось распределить новые производства рядом с источниками сырья, воды и энергии. На базе Ачинского глиноземного комбината из нефелинов получали содопродукты и глинозем, который перерабатывался на КрАЗе. Далее алюминий передавался по производственной линии на Красноярский металлургический завод, откуда и выходил готовый продукт. По аналогичной схеме стала работать и лесная отрасль (в оборот шло все, вплоть до смолы и целлюлозы), и даже сельское хозяйство.

В результате край стал не только самодостаточной территорией, но и донором для других регионов страны.

В 1972 году Долгих избран секретарем ЦК КПСС. Решение о переводе в столицу далось Владимиру Ивановичу нелегко. Но против строгой партийной дисциплины не пойдешь. Тем более Леонид Ильич Брежнев в беседе привел пример из своей биографии. Будущий генсек также перешел на партийную работу с производства — с огромного завода в Днепродзержинске. Иных доводов и не требовалось. Тем более партийная работа не стала для Владимира Ивановича чем-то доселе невиданным.

В ЦК он курировал нефтяную и газовую промышленность, черную и цветную металлургию, геологию и технадзор. Это была его родная сфера, а вопросы идеологии отходили на второй план.

Владимир Иванович Долгих тесно общался и с Хрущевым, и с Брежневым, со всеми министрами того периода. И в столице, и на Красноярской земле. С одними — сугубо кабинетно, по деловым вопросам. С кем-то и неформально: с Брежневым, к примеру, выезжал на охоту. Из представителей правящей верхушки СССР Владимир Иванович особо выделяет Алексея Николаевича Косыгина.

— Косыгин прошел самую лучшую управленческую школу. Он был всесторонне подготовленным руководителем: руководил и таким непростым мегаполисом, как Ленинград, будучи председателем горсовета, курировал легкую промышленность, был председателем Госплана и, наконец, возглавил Совет министров. Не говоря уже о том, что во время войны он был одним из руководителей штаба по эвакуации промышленных предприятий с запада нашей страны на восток — в ее глубокий тыл, заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР. А ведь это была гигантская эпопея, которая по своей сути может и должна быть приравнена к великим сражениям: она во многом определила исход войны.

В течение 24 лет — с 1976 по 1991 год — Долгих избирался депутатом Верховного Совета СССР, был кандидатом в члены политбюро. Курировал промышленность, металлургию, народное хозяйство, лесную отрасль, геологоразведку.

Сегодня Долгих мало склонен общаться с журналистами, на телеэкране он почти не появляется. Тем не менее не так давно он дал интервью радиостанции Свобода . Шаг достаточно смелый, учитывая то, что Свобода была в свое время ярой противницей советской номенклатуры, к которой, как ни крути, наш герой принадлежал. В этом интервью он дал свою оценку этому неоднозначному понятию.

— Номенклатура в Советском Союзе — это состав людей, которые на протяжении длительного времени готовились к какой-либо работе. Мы в Центральном комитете партии считали необходимым, чтобы на должность каждого директора завода в обязательном порядке были три-четыре кандидатуры на замещение. С этой целью мы организовывали их систематическую подготовку и переподготовку в различных комиссиях, посылали в заграничные командировки. Такая тщательная подготовка и позволила в короткий срок послевоенного периода организовать и наладить производство. Сегодня же главная беда, из-за которой многие вопросы не решаются, — непрофессионализм.

В 2006 году Владимир Иванович удостоился премии правительства Москвы Легенда века . Это лишь одна из наград, полученных им за всю жизнь. Среди них и две золотые медали Серп и Молот , шесть орденов Ленина, два ордена Отечественной Войны 1-й степени, знак Шахтерская слава 1-й степени, ордена Болгарии, Чехословакии, Вьетнама, Монголии. Долгих — доктор технических наук, автор целого ряда научных трудов и публикаций, академик трех академий: Российской горной академии, Российской инженерной академии и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.

В течение всей жизни Долгих был на тяжелой, ответственной работе, много лет прожил в суровом северном климате, был тяжело ранен. При этом он сумел сохранить работоспособность и в преклонном возрасте.

На вопрос о секрете своего физического и профессионального долголетия Владимир Иванович пожимает плечами:

— Вопрос долголетия такой сложный, что не мне о нем рассуждать. Ведь им занимаются тысячи ученых в сотнях институтов по всему миру и все никак не могут найти ту альфу , с помощью которой можно продлить жизнь. Я с детства стараюсь держать себя в форме, постоянно делаю зарядку, до 75 лет я играл в большой теннис, и очень неплохо. В последнее время продолжаю заниматься физкультурой, хотя, конечно, значительно снизил нагрузку.

Бывший помощник первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Михаил Дивногорцев в своих воспоминаниях о работе с Долгих пишет: Зимой, если удавалось, в воскресенье после 12 часов дня (в воскресенье работали до 12 часов, а в субботу до шести часов вечера) мы уезжали в Удачный. Переодевались в спортивные костюмы, и шофер увозил нас к устью Собакиной речки, откуда 8 км шли к трамплину.

Долгих очень любит шахматы — играл на уровне мастера спорта или хорошего перворазрядника. За время его работы в Красноярске он посетил все театры. А когда приезжал на гастроли норильский театр, он смотрел чуть ли не весь репертуар. Когда летели в Москву, я в самолете показывал ему репертуар всех столичных театров, который узнавал заранее, а он отмечал, что посетить .

В настоящее время Владимир Иванович Долгих сам живет в Москве. Живет — стоит еще раз заметить: невзирая на возраст, — активно — работы ему хватает.

Он ведет большую общественную работу в качестве председателя Московского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

— Это не самая простая моя должность. Московская ветеранская организация включает в себя два с половиной миллиона пенсионеров, ветеранов войны, тружеников тыла. Наша организация выстроена, в том числе при моем участии, в довольно стройную и сложную структуру. Она включает в себя городской совет ветеранов, десять окружных советов и 125 районных советов, по числу районов в столице. Кроме того, в наш совет входят и 1 054 первичные ветеранские организации.

Во главе каждой из них стоит руководитель, и система функционирует. Не идеально, конечно же, как и любая другая, где-то она дает сбои, но в основном работает очень хорошо. Во всяком случае, за последнее время мы добились немалых успехов в вопросах социальной поддержки ветеранов. Например, недавно им повысили пенсию до уровня, в два раза превышающего прожиточный минимум. Сохранены все льготы, довольно успешно решаются вопросы медицинской помощи, все ветераны войны обеспечены квартирами. Кроме того, мы проводим большую работу по патриотическому воспитанию молодежи. Почти в каждой школе есть свой маленький музей боевой или трудовой славы, проводятся встречи ветеранов с учениками.

Кроме этого, Владимир Иванович является членом совета директоров ОАО ГМК Норильский никель и возглавляет Общественную палату Москвы. Владимир Долгих является бессменным председателем некоммерческой организации Красноярское землячество , так что его связь с Норильском и с самой Красноярской землей остается прочной.

Юлия ЧАНЧИКОВА, Леонид ЗОЛЬНИКОВ

Из книги Жизнь как история ,

очерки о почетных гражданах Красноярского края,

г. Красноярск, 2010 г.

Звание Почетный гражданин Красноярского края присвоено 22 октября 2004 года.

Источники: http://norilsk-city.ru/administration/subdivision/belongins/1237/11576/index.shtml, http://newslab.ru/info/dossier/norilskij-zapolyarnyj-teatr-dramy-im-v-v-mayakovskogo, http://www.kino-teatr.ru/teatr/29/, http://krsk.sibnovosti.ru/culture/53106-odin-iz-luchshih-teatrov-strany-priehal-v-krasnoyarsk, http://www.krskstate.ru/80/civils/0/id/14888

Категория: Новое | Добавил: krasnoiarsk-391 (17.09.2015)
Просмотров: 1033 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 68
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0