Главная » Статьи » Афиша города |
Коллекторское агентство в КрасноярскеДавайте разберемся, что же такое «коллекторское агентство », чем оно занимается, и почему это словосочетание в первую очередь вызывает негативную реакцию? Несколько лет назад, когда страна рассыпалась на части, денежные средства сиюминутно обесценивались, и происходили многие другие вещи, противоречащие законодательству РФ, существовали организации, которые не совсем законным путем «изымали долги». Именно с этими малоприятными людьми до сих пор путают сотрудников коллекторских агентств . На самом деле коллекторы – юридически грамотные сотрудники, которые осуществляют контроль дебиторской задолженности различных компаний. При ведении коммерческой деятельности в любом из направлений, есть риск вероятной неплатежеспособности дебитора, причем как реальной, так и мнимой, попросту «нежелание платить». Не исключено и нарушение сроков расчетов. Именно на таких ситуациях специализируется коллекторское агентство. избавляя Вас от, порой, малоприятных бесед. Здесь важно обратить внимание на профессионализм и подкованность коллекторов, владение всеми тонкостями этого непростого дела, и, конечно, осведомленность в гражданско-правовой сфере. Эффективное решение задач, в кратчайшие сроки – наша специализация. Выбивание долгов законным путёмЕсть явное противоречие в выражениях «выбивать долги» и «законным путем». Однако таковы уж современные реалии — методы появились новые, а формулировки остались прежними. Прошли времена, когда к должнику подсылали отмороженных амбалов в «удобных тренировочных штанах». Сейчас приходят корректные, юридически подкованные господа. И «выбивают» долг. Бум на услуги коллекторских агентств начался в период недавнего экономического кризиса — все в одночасье оказались друг другу должны, и никто не мог или не хотел отдавать бабло . Первыми к услугам коллекторов обратились банки, раздавшие населению кредитов на астрономические суммы. За ними потянулись прочие коммерческие структуры, отчаявшиеся самостоятельно решить долговые тяжбы. И, наконец, пришла очередь рядовых граждан, на казенном языке — физических лиц, которые пошли к коллекторам с расписками от знакомых, соседей, друзей и т.д. Коллекторы — последняя инстанция. Как говорят коллекторы, спрос на их услуги продолжает оставаться высоким, как среди компаний и организаций, так и среди населения. Если не брать в расчет банки, то из юридических лиц к коллекторам чаще всего обращаются компании-поставщики различных товаров. Эти предприятия очень часто отдают товар под реализацию или по частичной предоплате, чем сильно рискуют. Также частые клиенты коллекторских агентств лизинговые компании, которые обращаются по розыску и возврату имущества, отданного в лизинг. Для физических лиц коллекторы тоже, зачастую, последняя инстанция, куда приходят в надежде вернуть свои кровные. Сначала идет период взываний к совести должника, потом следует обращение к юристу и в суд, затем в службу судебных приставов и в итоге всех мытарств — к коллектору. Проблема в том, что отечественное законодательство в большей степени защищает интересы должника, чем кредитора. Юрист может выиграть дело в суде, пристав — возбудить производство в отношении должника и уведомить его о долге, и на этом дело заканчивается. Должники ведут себя традиционно: да, признаю, я должен, но сейчас не могу вернуть долг. Вот, у меня в кармане 200 рублей, возьмите, остальное когда-нибудь потом верну. Никаких правовых последствий для него при этом не наступает, если только у него изначально не было умысла не возвращать долг. Но это нужно доказать, что практически невозможно. По словам коллекторов, им регулярно звонят люди с типичными жалобами: занял денег знакомому, а он потерялся. Иногда удивляешься, какие огромные суммы дают под расписку. Еще больше удивляют проценты, под которые дают в долг. Самая распространенная цифра — 10% в месяц, хотя бывает и еще больше. В силу юридической неграмотности люди не знают, что наша судебная система не присуждает такие проценты. Максимум, по ставке рефинансирования суд может присудить 8,5% годовых. А люди не понимают, что с должника, который берет деньги под такие проценты, потом по закону нельзя будет их взыскать. Вот и получается, что должники ездят на дорогих машинах, живут в хороших квартирах, но взять с них нечего, документально за ними ничего не закреплено. Сколько стоит вернуть долг? Взыскивание долгов эффективнее происходит в сегменте физических лиц. На отдельных граждан проще воздействовать психологически, они более ответственно подходят к возврату долга. Компании и фирмы часто не имеют никаких активов. Очень много у нас обществ с ограниченной ответственностью, учредители которых по закону не несут материальной ответственности. Взыскать с них что-либо очень сложно. Как правило, коллекторы работают с процента от взыскиваемой суммы. Если говорить о физических лицах, то сумма долга, с которой обращаются к коллекторам, составляет в среднем от 300 тысяч до миллиона рублей. В этом случае вознаграждение коллекторского агентства составит 20-25%. Процент на суммы свыше миллиона оговаривается индивидуально. Как правило, вознаграждение они получают по факту возврата долга, но иногда — если дело еще на старте требует больших затрат — берут предоплату. Эти деньги коллекторы потом взыскивают с должника. Выкуп долгов сейчас практикуется только в банковском коллекторстве, и то с подачи самих банков. По этой причине с банками в настоящее время работают, в основном, крупные федеральные коллекторские агентства, у которых есть финансовые ресурсы, чтобы выкупать долги. Все в рамках закона. Как ни странно, но в России до сих пор нет закона о коллекторской деятельности, хотя бизнес этот развивается уже достаточно давно. Учитывая еще и род деятельности коллекторов — взыскивание «трудных» долгов — за ними закрепилась сомнительная репутация в народе. Дескать, все коллекторские агентства едва ли не переквалифицировавшиеся рэкетирские группировки. — Действительно, чёткого правового поля, в рамках которого действовали бы коллекторы, пока нет. В некоторых случаях они балансируют на грани фола, иногда их деятельность может быть квалифицирована как вымогательство с точки зрения закона, — отмечает руководитель пресс-службы УФССП по Красноярскому краю Андрей Кабиров. Однако сами коллекторы говорят, что слухи об их беспардонности и силовых методах «выбивания» долгов сильно преувеличены. Кроме того, если специального закона о коллекторской деятельности нет, то есть Гражданский кодекс, в рамках которого коллекторы и действуют. Коллекторы работают в рамках представительства — заключают индивидуальный договор с клиентом и ведут от его лица переговоры. Законом это не запрещено. — Схема работы предельно прозрачна: к нам обращается клиент, мы изучаем документы, заключаем договор, получаем доверенность на выполнение определенных действий от имени клиента. Все в рамках закона. Понятно, что должники зачастую пытаются представить нашу деятельность как вымогательство, поскольку это в их интересах. Поэтому, чтобы подстраховаться, мы делаем видеозаписи переговоров. Был случай, когда на нас подали заявление в милицию, но после того как мы предоставили запись переговоров с должником, все претензии к нам отпали, — рассказывает генеральный директор одного коллекторского агентства. На сайте Минэкономразвития был опубликован пакет законопроектов о коллекторской деятельности. Основной из них — проект ФЗ «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Сами коллекторы называют его поверхностным и пустым. Но в том виде, каком он сейчас, законопроект обязательно нужен, чтобы хоть как-то узаконить деятельность коллекторов, придать им официальный статус. Чтобы население перестало думать, будто они бандиты и вымогатели. Прочитано 8889 раз Национальная служба взыскания не смогла защитить свою репутациюФото с сайта rosinvest.com Экс-сотрудник коллекторского агентства написал в полицию, как незаконными методами его сослуживцы выбивали долги. Национальная служба взыскания возмутилась и потребовала, чтобы разоблачитель взял свои слова обратно. Но суды решили, что опровергать нечего. Уволившись в декабре из Долгового агентства Пристав (после второго переименования называется Национальной службой взыскания ), бывший начальник ее управления по работе с корпоративными долгами Антон Киян обратился в полицию. Он просил изучить методы работы своих коллег и рассказывал, что они выбивают долги с граждан и юрлиц. Письма с описанием злоденияний отправились к являвшемуся тогда главой московского главка Владимиру Колокольцеву, начальнику управления собственной безопасности Александру Трушкину, а также полицейским рангом пониже: начальнику отдела собственной безопасности УВД ЮЗАО Москвы Роману Растопшину и главе ОВД по району Обручевский Москвы Дмитрию Баранову. Киян написал, что его коллеги в жилых домах должников расклеивают объявления с фотографиями лиц, имеющих кредитные обязательства, с их персональными данными и сведениями о размере долга, часто несоответствующего действительности , в телефонных звонках представляются сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, службы судебных приставов, судов . В копилке способов воздействия оказались: запугивание должников возбуждением уголовного дела , рассылка писем деловым партнерам должника с уведомлением со сведениями о том, что у их контрагента имеется задолженность . Коллекторы Пристав сами проводят оперативно-разыскные мероприятия, прослушивают телефонные разговоры, незаконно используют различные базы данных: Магистраль , Поток , Розыск , ЗИЦ, ЦАБ ГУВД Москвы, рассказывал Киян. Это несильно, по его словам, заботило руководство ООО Пристав благодаря дружбе с оперуполномоченными участковыми А. Колосовым, Кожемякой, Мельниковым и связям в ИФНС № 28 г. Москвы. На протяжении шести лет [с 2005 по год] в организации с многомиллионными оборотами и полукриминальными методами работы никогда не проводилась налоговая проверка , сетовал Киян. Однако полиция ничего криминального в работе коллекторов не нашла, и начальник Отдела МВД России по Обручевскому району Москвы Дмитрий Баранов отказался возбуждать уголовное дело, поскольку нет события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК). Победа в споре с экс-сотрудником, видимо, добавила уверенности фирме, сменившей вывеску Долговое агентство Пристав на Национальную службу взыскания . В ноябре года она пожаловалась в Арбитражный суд Москвы (дело А40-145543/ ) на то, что Киян своим письмом к полицейским начальникам опорочил ее деловую репутацию. Из судебных актов можно сделать вывод, что коллекторы были не согласны почти по всем пунктам обвинения , а потому требовали от Кияна совсем короткого опровержения: Изложенные в моем заявлении о проведении проверки в отношении ООО Долговое агентство Пристав (ООО Пристав ) сведения не соответствуют действительности . Письма с таким содержанием истцы требовали от Кияна направить тем же адресатам, которым он написал 1,5 года назад. Поскольку большинство из них ушли на повышение [Владимир Колокольцев стал главой МВД], то корреспонденцию, по задумке коллекторов, должны были получить их преемники. Также бывший работодатель желал получить от Кияна 1 млн руб. в качестве возмещения ущерба деловой репутации. Но понимания коллекторы не встретили ни в Арбитражном суде Москвы, ни в Девятом арбитражном апелляционном – им везде отказали в удовлетворении претензий к экс-работнику. Судьи напомнили жалобщикам, что Киян лишь реализовывал свое право на обращение в правоохранительные органы, а это нельзя приравнивать к распространению порочащих сведений. Пленум Верховного суда еще в феврале 2005 года разъяснил, что не стоит наказывать человека только за то, что его данные не подтвердились. В Национальной службе взыскания отказались говорить о причинах увольнения Кияна, как он характеризовался по работе. В компании оставили без ответа и вопросы, использует ли компания в своей работе закрытые базы, и жаловались ли должники на ее методы работы. Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтраЗадолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля года составил 136,5 млрд руб. а рост задолженности за минувший год составил 28%. По данным коллекторского агентства Национальная служба взыскания , по итогам первого полугодия года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб. Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая г. № 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг. В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы. Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций? В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие. 1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см. например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября г. по делу № 2-43/12). 2. Начисление неустойки. В соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/). Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб. ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб. пени. 3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию. Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности. В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая г. № 354). Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа г. по делу № 33-7239/). Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа г. № 808). Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в году была оспорена газоснабжающей организацией ООО Газпром Межрегионгаз Владимир как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей (решение ВАС РФ от 17 сентября г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы. Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд. 4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см. например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см. например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня г. по делу № 33-787/). Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/). 5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ ). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев. Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности. Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации ). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см. например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта г. по делу № 2-703/). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека. Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена 1 . Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января г. № 33-825). Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы (доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год ). Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время? Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области. Так, в апреле года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья. Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ 2. средняя стоимость услуг ЖКХ в июле года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет. Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России. Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (ст. 446 ГПК РФ ). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ). Впрочем, законопроект депутатов фракции Справедливая Россия в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) 3. Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно . В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней. но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ( обратный выкуп ). При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова не может преодолеть самостоятельно и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству. Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации ). Александр Козлов. эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике: Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений с долгами и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе. Опрос посетителей нашего портала на тему Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ? показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы. отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение. Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры. Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности? Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% 4 . С 1 января года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации ). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года 5 . В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января года. Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования. К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :
На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья. зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов. На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ 8 . Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций. Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям. а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям 9 (напомним, сейчас ст. 155 ЖК РФ закрепляет прямо противоположное правило). Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ? С 1 августа года начала свою работу горячая линия Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на горячую линию в году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации. Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов. В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ. В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159. ч. 3 ст. 160 ЖК РФ ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг. Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России 10 . Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб. Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.). Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива . Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города. Новости по теме: Документы по теме: ________________________ 1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5. 2 С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации Источники: http://24msv.ru/kollektorskoe-agentstvo/, http://www.alliance24.ru/stati/aktualnie-stati/pravo/vibivanie-dolgov-zakonnim-put-m, http://pravo.ru/news/view/86735/, http://www.garant.ru/article/490131/ | |
Просмотров: 1240 | |
Всего комментариев: 0 | |
Мой Город Красноярск [67] |
Новости города [67] |
Справочник [60] |
Объявления [65] |
Афиша города [66] |
Голос города [66] |
Избранное [67] |
Популярное [65] |
Новое [64] |
Обо всём [65] |
Что Где Когда [66] |
Жизнь города [3] |
Клиники, больницы, мед центры [233] |
Коммуналка [18] |
Магазины, супермаркеты, торговые центры [161] |